Добыча угля в Кузбассе: снижать нельзя увеличивать

Накануне в интервью РИА “Новости” губернатор Кузбасса Сергей Цивилев отметил, что угольщики впервые за последние 20 лет снизили добычу угля более чем на 10%. Связано ухудшение обстановки в отрасли с отказом ряда западных партнеров Кузбасса от нашего угля. Транспортировка его в восточном направлении застопорилась из-за низкой пропускной способности Транссиба. РЖД предпринимает меры, но их недостаточно. Как будет развиваться Восточный полигон, в какие сроки – четкого понимания до сих пор нет.

Проблемы со сбытом и перевозкой

Впрочем, ничего нового от губернатора мы не услышали. В феврале 2020 года им же было сказано:

“Несмотря на то, что мы понимали, что это происходит — тенденция в изменении рынка, мы на неё вовремя не отреагировали. Мы говорили об этом, программы писали, но до конца не успели их исполнить. И рынок плавно перетёк из Европы в Азию и стал там премиальным. А мы не успели под него построиться и попали под давление рынка.

Снижение добычи угля на 2% произошло в 2019 году. Объем добычи в 2018 – 255,3 млн тонн, в 2019 – 250,1 млн тонн.

Падение мировых цен на уголь составило более 20%. Сегодня тонна угля стоит всего 70 у.е.

Помощи ждать неоткуда

По словам губернатора, работа с РЖД идет не очень конструктивно. Кузбасс интересуют сроки окончания строительства пропускных мощностей в восточном направлении. Но РЖД план не озвучивает. Угольщики Кузбасса, не зная перспектив, не хотят вкладываться развитие угледобычи.

С одной стороны снижение доходов затронет бюджет области и это плохо. Угольные налоги – это не кот наплакал. С другой стороны, в последнее время обострилось противостояние жителей юга региона и разработчиков добычи открытым способом. То, что для угледобычи проблема для жителей может стать благом. Свежий пример – острый конфликт в Новокузнецком районе.

Жители поселка Черемза категорически против строительства железнодорожной ветки и станции углепогрузки буквально у них под окнами. Сельчане организовали пикет и не разрешили технике разреза “Кузнецкий Южный” (директор Т. Франк) начать строительство. Заместитель губернатора В. Телегин встретился с протестующими, но пока никакого решения не принято.

Когда перестанем быть сырьевым придатком

Кузбасс – сырьевой регион на протяжении многих лет. Переориентация экономики в другие сферы деятельности идет тяжело.

Почему? Может поэтому:

“Это проще выкопал – продал. Переработка сложно, надо людей-спецов готовить, искать, еще и платить им. Проще выжать деревенского работягу на разрезе за 10-15 лет и списать его с болячками. Фирму – в банкрот, деньги – в офшор”.

Нет никакой высокотехнологичной экономики. Есть одна сырьевая. И так много лет. Сначала в этой однобокости обвиняли прежнее руководство. С 1 апреля 2018 года областью руководит другой человек. Но как видим методы хозяйствования не изменились вообще. В планах – наращивание добычи угля. А где в планах создание высокотехнологичных рабочих мест? Нет таких идей у Цивилева и его команды, видимо. Во всяком случае мне о них ничего неизвестно.


Справочно.
Уголь сегодня один из самых недооцененных энергетических ресурсов, который бесконечно хоронят зеленые всех оттенков и различные эксперты в телевизоре, а он и не думает сходить с мировой арены. По результатам прошедшего года твердое черное золото показало необычайно устойчивый уровень цен, которые, в отличие от газа и нефти, практически не колебались, зависнув в районе отметки 110 долларов за тонну. Несмотря на все уверения и тысячи заказных статей, уголь никуда не денется и его продолжат сверхактивно приобретать. Например, среди покупателей совершенно точно окажется Германия, которая, согласно официальному прогнозу, закупит в 2019 году сорок пять миллионов тонн, где тридцать — энергетические марки, а пятнадцать — коксующийся уголь. Это почти на два процента больше, чем немцы взяли годом ранее. А ведь еще на нашей планете есть Япония, которой требуется в пять раз больше ресурсов (209 миллионов тонн за 2016 год).

Мировые экономические и технологические лидеры упорно продолжают строить угольные ТЭС, реализуя на них самые современные решения в плане повышения КПД котлов и минимизации вредных выбросов. Любой, кто говорит, что уголь сошел с мировой энергетической арены, либо врет, либо просто ничего не понимает в этом вопросе.
Правда, его можно попробовать добить политическими методами — как в той же Австралии. Но свободное место и среди покупателей, и среди производителей быстро найдется кому занять”.

Уголь нужен и вряд ли скоро от него откажутся. Но при нарастании проблем с экологией в Кузбассе, проблем с транспортировкой, не пора ли взяться за кардинальное развитие углепереработки? Сколько можно жить одной угледобычей, которая из-за удаленности от морских портов совсем не такая прибыльная, как, например, в Австралии. Там падение мировых цен на уголь переживут легко. В Кузбассе снижение стоимости угля грозит крахом.

В заголовок вынесена фраза без запятой. Знак нужно ставить, по-моему, после глагола “снижать”.