Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании в столице Кузбасса Кемерово обсудил с региональной властью вопрос транспортировки угля в восточном направлении, подписал программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года.
Снижение продаж кузбасского угля на запад
О проблеме перевозки угля на восток заговорили после отказа западных покупателей от кузбасского угля. В феврале 2020 года мы писали, что Польша, ежегодно закупавшая более 10 млн тонн угля из России, отказалась от поставок. Кузбасс в 2019 году продал польским потребителям 7,6 млн тонн угля.
Теперь угольщикам нужно искать новые рынки сбыта и они, скорее всего, будут на востоке. Но тут появляется трудноразрешимая проблема. Кемеровская область далеко от восточных портов, да и пропускная способность Транссиба мала. Уголь начинает залеживаться на складах.
Низкая пропускная способность Транссиба
В июле 2020 года губернатор Сергей Цивилев отметил, что впервые за последние 20 лет Кузбасс снизил на 10% добычу из-за отказа от угля на западе и недостаточной пропускной способности железной дороги.
О развитии Восточного полигона говорят давно. В 2013 году Россия приступила к модернизации БАМа и Транссиба. Окончание работ планировалось в 2017 году. План был сорван и окончание расширения восточного полигона РЖД перенесла на 2023 год.
Если вспомнить, то БАМ длиной 4 200 км строился 12 лет. Сегодня в течение 8 лет идет модернизация, которая все никак не заканчивается.
Летом 2020 года Цивилев отметил, что работа с РЖД в части расширения пропускной способности идет крайне медленно. Угольщики не видят от РЖД четкого плана и сроков окончания строительства.
Премьер Мишустин в ходе визита в Кемерово провел совещание по проблеме транспортировки угля
Кузбасс производит более 50% всего российского угля. Область большую часть доходов получает от экспорта сырья. На совещании в Кузбассе 5 марта премьер Михаил Мишустин сказал, что вопрос перевозки угла обсуждался накануне у президента. По словам премьера, он прилетел, чтобы «на месте обсудить все предложения и сверить подходы».
Владимир Путин в ходе обсуждения проблемы дал ряд поручений, в том числе касающиеся социальной сферы. Необходимо наметить конкретные действия по их реализации.
Одна из основных задач — это развитие транспортной инфраструктуры для угольного экспорта, прежде всего Восточного полигона железных дорог.
Кузбассу необходим выход на рынки сбыта стран АТР. Пропускная способность Восточного полигона в течение следующих четырех лет должна увеличиться до 180 млн тонн. Объем вывоза из Кемеровской области возрастет на 30%.
Первоочередная задача – расширение пропускной способности дороги
Как отметил Мишустин, для этого нужно расширить две железнодорожные магистрали, БАМ и Транссиб. Премьер назвал пути решения, что необходимо сделать в первую очередь сейчас, нацелил на скорейшее выполнение этой работы всех причастных к теме углеперевозок.
Мишустин попросил Кузбасс оценить вопрос предсказуемости поставок. Чтобы появилось представление — абсолютно ясное и четкое — о том, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно.
Проработать этот вопрос глава правительства попросил как можно раньше, крайний срок – июль 2021 года.
Премьер Мишустин подписал программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года
На совещании в Кемерово Михаил Мишустин отметил, что подготовка принятия программы социально-экономического развития Кузбасса затянулась. Поэтому план будет утвержден сегодня же, распоряжение правительства премьер пообещал подписать.
Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв, в свою очередь, назвал март текущего года историческим месяцем в новейшей истории региона и поблагодарил Михаила Мишустина за плодотворную совместную работу в этом направлении.
Как сообщили открытые источники, 2 марта президент Владимир Путин поручил разработать програму социально-экономического развития Кузбасса. 6 марта программа была готова.
В августе 2018 года в ходе визита в Кемерово Владимира Путина обсуждалось увеличение экспорта угля и проблемы экологии.