В Кузбассе готовы внедрять современные технологии пылеподавления. Вскоре будет тестироваться новейшая корейская технология.
В Кузбасс прибыли корейские специалисты фирмы Hyundai BS&C. Они помогут шахтерам решить проблему нейтрализации выбросов угольной пыли. Встреча с зарубежными специалистами прошла в областной администрации. На ней присутствовал глава Кузбасса, представители угольщиков. Решено создать рабочую группу и протестировать в условиях Кузбасса предложенную корейцами технологию пылеподавления.
Черный снег
Чтобы представлять масштаб проблемы и сложность, обратимся к некоторым выкладкам ученых. Вот что пишут эксперты по данной теме.
“Исследование качества атмосферного воздуха населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от открытых угольных разработок, является большой природоохранной проблемой, сопровождающей любую деятельность человека, тем более, такую ресурсоемкую работу, как угледобыча. Такие предприятия, как правило, не имеют необходимых санитарно-защитных зон и тем самым оказывают неблагоприятное влияние на санитарно-бытовые условия жизни населения”.
Все верно, снег в Кузбассе не просто так стал черным. Он покрыт плотным слоем угольной пыли, рассеянной в воздухе. В воздухе, которым дышат сотни тысяч человек.
“С увеличением глубины разреза на 100 м температура воздуха, как правило, повышается на 1-2 °С, а скорость его движения уменьшается в 2-7 раз. Осенью и зимой при температурных инверсиях это приводит к образованию туманов, накоплению в атмосфере разреза пыли и вредных газов, т.е. к прекращению работы и выводу людей из разреза. В летний период в кабинах экскаваторов, бульдозеров, автомобилей температура воздуха достигает 35-40 °С. При открытых окнах значительно возрастает запыленность в кабинах.
Выделение пыли на разрезах происходит при всех основных технологических процессах с интенсивностью до десятков г/с. Крупно-дисперсные фракции пыли осаждаются внутри разреза, фракции размером менее 50 мкм выносятся воздушными потоками за пределы разрезов, загрязняя окружающую среду.
Что делать
“Главной задачей охраны воздушного бассейна от загрязнения является не рассеивание вредных веществ в атмосфере, а сокращение их выброса до допустимых значений ПДК, и решать все необходимо с применением средств пылеподавления на источниках пылеобразования, особенно при работе автотранспорта и роторных экскаваторов, на долю которых приходится до 95 % суммарного выделения пыли в атмосферу”.
Все это известно не первый день, однако никаких мер по пылеподавлению на разрезах почему-то не применялось.
И в заключение:
“На сегодняшний день основной путь снижения пылевыделений заключается в совершенствовании существующих и создании качественно новых технологических процессов, характеризующихся полным отсутствием или незначительностью выделения пыли. Однако на промышленных предприятиях работа в этом направлении ведется в недостаточной степени. Поэтому наиболее эффективными остаются системы гидрообеспыливания.
Мировой опыт показывает, что при добавлении в воду определенного смачивателя показатели пылеподавления улучшаются за счет обволакивания частиц пыли на определенный период времени.”
Честно говоря, мало верится в эффективность подобных мер. Технологии пылеподавления сложны и дороги, потребуют разработки целого комплекса мероприятий, особенно в условиях нашего холодного климата. А эффективный выход, скорее всего, только один: максимально снизить открытую угледобычу.
Как ранее сообщалось, угольщиков ждут проверки уже в 2019 году. Проверяться будет строгое соответствие проектной документации и выполнение угольщиками природоохранных обязательств.