300 лет Кузбассу как угледобывающему региону исполнится в 2021 году. Отметить праздник готовится власть региона. Вот только берут сомнения относительно того, есть ли основания для праздника.
С приходом в Кузбасс нового губернатора появилась идея отметить 300 лет Кузбассу как угледобывающему региону. Как известно, немец Мессершмидт нашел уголь в наших местах и сделал запись об этом в своих дневниках в 1721 году. От этого и пошло 300-летие, о котором заговорили в 2018 году после того, как пост главы региона занял Сергей Цивилев.
Когда начнем продавать не только уголь
На днях на глаза попалась новость с Кавказа, из Дагестана. Там некоторое время назад заключили договор с одной зарубежной страной на поставку экологически чистого мяса баранины. Торговля началась, все хорошо, но вдруг появилось предложение продавать баранов живым весом. На что глава минсельхоза республики А. Абдулмуслимов ответил:
“Дагестан более чем в 20 раз увеличил в 2018 году объемы вывозимой в Иран животноводческой продукции. Но мы против экспорта за пределы республики живых баранов. Наши аграрии экспортируют баранину. Переработка продукции образовывает добавленную стоимость и, соответственно, позволяет извлекать больше прибыли, как сельхозтоваропроизводителям, так и бюджету республики. Если же экспортировать живых баранов, регион лишится добавленной стоимости и теряет прибыль».
И вот в связи с этим вопрос. А в Кузбассе начнут когда-нибудь продавать не живых “баранов”, а “мясо баранины”? А то ведь 300 лет прошло, а все никак не можем начать переработку угля и уже область превратили в зону отчуждения, непригодную для жизни, постоянно наращивая добычу.
Ведь сырой уголь стоит копейки, а денег надо все больше, потому и появляются все новые разрезы, все больше миллионов тонн вписывается в план. И так продолжается много лет. Ничего не меняется и уголь используется все так же примитивно: в качестве топлива. Хотя в мире есть технологии его переработки.
При переработке каменного угля можно получить более 400 продуктов, стоимость которых в 20 раз выше стоимости самого угля. При коксовании угля на коксохимических заводах получают продукты, которые дороже самого кокса.
Невыгодно сегодня добывать уголь и просто гнать его на экспорт. Особенно из Кузбасса, где огромное транспортное плечо хоть на запад, хоть на восток вези. Надо платить бешеные деньги РЖД за перевозку. Не понимать этого не могут.
Однако с маниакальным упорством нас призывают отпраздновать 300 лет Кузбассу, несмотря на то, что праздновать-то особо и нечего.
Справочно. В структуре затрат расходы на транспорт почти равны себестоимости добычи. Экстенсивный путь развития угольной промышленности практически исчерпал себя, на смену количественным показателям должны прийти качественные.
Почему важно именно в Кузбассе искать инновационные технологии использования угля. Потому что к этому вынуждает географическое расположение региона. Да и экспорт давно уже не приносит ощутимой прибыли. Из-за удаленности большинства добывающих предприятий от потенциальных зарубежных потребителей. Поэтому нужно продавать не уголь, а произведенные из него продукты.
При себестоимости открытой добычи в Кузбассе около $21 за тонну столько же стоит перевозка по железной дороге до портов Дальнего Востока. Поэтому экспорт угля и называют миной замедленного действия. Если начнется ценовая война — угольщики Кузбасса ее проиграют. По мнению аналитиков, место России на рынке начнут занимать конкуренты, транспортные расходы которых несопоставимы с расходами россиян.
Мнение кузбассовца на этот счет:
“На дворе постиндустриальная эпоха, количество работников угольной сферы стремительно сокращается, а мы хвалим на все лады сырьевую экономику, торговлю землей малой родины (в Таиланде вообще любую землю запрещено вывозить за пределы страны). От этой торговли идет лишь деградация экономики, социума региона, ужасная экология, проседает демография. Никаких особых богатств она нам не дает. Тут стыдиться надо, а не устраивать эти постыдные юбилеи. Пора сворачивать эту масштабную угледобычу. Иначе мы потеряем регион”.