
Администрация Кемерово этой зимой официально объявила о внедрении современных противогололёдных решений и сокращении использования на улицах песко-соляных смесей. На нескольких совещаниях по благоустройству прозвучали заявления о том, что город отходит от устаревших методик и переходит к «передовым» материалам. Мелькало упоминание регента «Бионорд», который, по заверениям его производителя, уже годами помогает в других регионах России справляться с гололёдом. Однако уральский завод, выпускающий «Бионорд», недавно пояснил журналистам, что этой зимой никаких поставок в Кемерово не осуществлял.
Пока чиновники уклончиво говорят о «новых технологиях», городских СМИ сообщают, что на улицах активно используют совсем другое средство – реагент «Сибирь». Именно его в прошлом сезоне критиковали эксперты за отсутствие прозрачной документации и несоответствие стандартам ГОСТ. Жители подтверждают, что видят на дорогах не гранулированный состав характерный для «Бионорда», а некий порошок с соляными вкраплениями.
«Я пару недель назад побывал в Казани и обратил внимание, как там обрабатывают магистрали настоящим «Бионордом», — рассказывает доцент КузГТУ, занимающийся исследованиями в сфере дорожных покрытий. — Большие мешки с чёткой маркировкой, внутри гранулы однородной фракции. Работало это эффективно: машину не заносит, пешеходы идут спокойно, без грязи и разводов. В Кемерово совершенно иная картина: на проспекте Ленина или на подъёмах к мостам под ногами рыхлая снежная каша, а по обочинам — крупинки неизвестного происхождения, похожие на дешёвую соль с непонятными примесями. Никакой внятной упаковки, никаких конкретных данных. Если это и есть «Сибирь», то она точно не соответствует элементарным требованиям ГОСТ».
Среди тех, кто особенно недоволен сложившейся ситуацией, много автовладельцев и родителей с детьми. Во дворах и около пешеходных переходов скопились снежные валы, перемешанные с обледенением. «Машинам колея, людям каток, — возмущается многодетная мать Наталья Р., проживающая рядом с Универсамом-1. — Разве это похоже на нормальную уборку? Скорее на имитацию. А когда в отчётах рассказывают, как всё шикарно убирается “новым реагентом”, чувствуешь себя просто обманутой».
Возмущение горожан разделяют и некоторые юристы, изучающие вопросы безопасности в зимний период. Как поясняет представитель Управления Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе (попросил не разглашать его имя), применение реагента, не соответствующего государственным стандартам, является прямым нарушением законодательства и потенциальной угрозой для жителей. «Если будут обращения от кемеровчан с конкретными фактами, прокуратура организует проверку, — отметил собеседник. — В случае подтверждения информации руководству города грозят серьёзные последствия, ведь безопасное содержание дорог — обязанность муниципалитета».
Специалисты отмечают, что установленные ГОСТ Р 58427 однородная гранула, сниженная коррозионная активность и обязательная экологическая экспертиза для зимнего реагента — не просто формальность, а гарантия защиты здоровья людей и городской инфраструктуры. «Если продукт «Сибирь» не прошёл эти этапы, то риски для металла, асфальта, почвы, а самое главное – безопасности жителей, только возрастают», – подчеркивает доцент КузГТУ.
При этом власти пока не раскрывают, как именно контролируется качество закупаемых противогололёдных материалов и кто отвечает за проверку соответствия ГОСТ. Во многих постах в социальных сетях кемеровчане показывают фотографии сомнительных кучек, лежащих посреди наледи, которые, по их словам, только усугубляют ситуацию. На подобные жалобы мэрия отвечает общими фразами об «инновациях» и «опытах», избегая прямого объяснения, почему горожане не видят обещанного эффекта.
«Я почти уверен, что вместо обещанной «инновации» город столкнулся с дешёвым суррогатом, называемым «Сибирь», который фактически не решает проблемы гололёда, а лишь создаёт иллюзию борьбы. Когда минус 20–30, работать должна именно современная химия, — заключает доцент КузГТУ. — А если у нас неизвестно что под ногами, горожане продолжают падать, а машины разбивают колёса в неубранной каше, значит, мы имеем дело не с заявленной «высокой технологией”, а с дешёвым её подобием».